Заикание – причины, коррекция, лечение заикания

Заикание – это не заболевание, но нарушение речи, для которого характерно частое повторение или пролонгация звуков или слогов, а иногда и целых слов. Следует отметить, что заикание возникло практически одновременно с речью, в древней истории упоминаются фараоны, страдавшие этим нарушением, а также многие античные деятели. Не являясь заболеванием, тем не менее, заикание приносит человеку неприятные психологические ощущения и дискомфорт.

Заикание – причины

Долгое время считалось, что причины заикания кроются в чрезмерной впечатлительности человека, в его робости и застенчивости, а также недостатке силы воли. Чаще всего такие нарушения возникают у детей, когда они учатся говорить, у подростков оно развивается на фоне неврозов, а у взрослых случается гораздо реже (всего 1% от случаев) и связано с различными причинами.

На самом деле, современной наукой точные причины заикания не установлены. Считается, что оно развивается под действием совокупности неврологических и генетических факторов. Иногда его причиной может стать задержка психоречевого развития или, наоборот, раннее развитие с быстрым накоплением словарного запаса. Также большую роль в развитии детского заикания играют особенности воспитания, обстановка и распределение ролей в семье.

Лечение заикания

Поскольку это нарушение сопровождает человечество с глубокой древности, первая коррекция заикания была предложена еще во времена Демосфена, когда считалось достаточным заниматься декламацией под шум морских волн или упражняться в беззвучном мысленном произнесении слов.

Сегодня лечение заикания происходит иначе, применяются различные методы прямого или косвенного воздействия на речевую функцию. Есть методики логопедические, есть медикаментозные, направленные на устранение спазмов, есть физиотерапевтические, психологические, позволяющие устранить первопричины возникновения такого нарушения.

С детьми также работают педагоги, стараясь исправить ошибки воспитания и развития. Наиболее действенным считается комплексный подход, объединяющий сразу несколько из перечисленных методик.